Вид на дельту реки Париж, я люблю тебя!
Навигация по сайту Главная Вокруг света Россия
Главное меню
Главная
Авто туризм
Вело туризм
Водный туризм
Пеший туризм
Вокруг света
Охота
Рыбалка
Экология
Оружие
Снаряжение
Одежда
Безопасность
Кулинария
Медицина
Развлечения
Разное
Ссылки
Новости
События в мире
Новости туризма
Tourism news

Достопримечательности Ярославля Печать E-mail
Вокруг света - Россия
Автор: Lionarts   
14.02.2009 01:08
Экскурсию по Ярославлю лучше всего начинать с посещения Спасо-Преображенского монастыря. История этой обители начинается еще в 12-м веке. Она была построена с одной целью - защищать границы Ярославля, пути, ведущие к Кремлю и посаду. Меж тем, благодаря просветительской деятельности правящих князей Всеволода Большое Гнездо и его сына Константина, в монастыре было открыто первое на северо-востоке училище, благодаря чему ширилось собрание славянских и греческих рукописей, достигшее в итоге колоссальных размеров. Уже к 1764 году храм вошел в число 16-ти крупнейших монастырей, где к тому времени насчитывалось около 14-ти тысяч крепостных душ. Кроме того, на его территории находилось огромное количество мельниц, монастырь владел рыбными промыслами, вел крупные торговые операции. А благодаря тому, что обитель была окружена высокими и толстыми каменными стенами, сюда в 16-м веке была перенесена государственная казна. Уже в 1612-м году монастырь становится штабом Минина и Пожарского во время ополчения Владимира, Суздаля, Костромы и других городов. Символично, что внутренние своды Святых ворот были украшены сценами из Апокалипсиса, где изображены драконы, чудовища, ангелы и всадники. Центральное сооружение монастыря - Спасо-Преображенский собор - стало усыпальницей не только князей, но и богатых горожан. Еще один интересный факт: здесь находятся мощи правящих в конце 13-го века святых князей Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. Они почитались всегда у ярославцев как покровители города. На центральной площади монастыря с восточной стороны расположилась звонница, построенная в 16-м веке. В ее нижнем ярусе находится церковь, интересная своим необычным иконостасом, который был написан прямо на стене. Здесь же есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на город, монастырские купола. Здесь же находится настоятельский корпус и трапезные палаты. Расположенный неподалеку келейный корпус интересен тем, что он построен с использованием высоких технологий того времени. Так, в здании есть внутристенные лестницы, стенные шкафы, окна на лестницах и в сенях, а вход в каждую келью имеет крыльцо. В стенах Спасо-Преображенского монастыря расположился Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. За пределами монастыря, на Богоявленской площади стоит церковь с аналогичным названием. Высокое здание, построенное в 1684-1693 годах, привлекает внимание обилием изразцов. Они спускаются вертикально, украшают стены, приделы. Одни имеют повторяющийся рисунок. Другим, находящимся в вертикальных рядах, характерны замкнутые рисунки. Внутреннее убранство церкви не менее интересно. Все росписи можно поделить на восемь ярусов. Здесь можно увидеть сцены чудесных исцелений, спора Христа с фарисеями, иллюстрации притч и многое другое. На восточной стороне Богоявленской площади находится Знаменская, или Васильевская башня, построенная в 1658 году после сильнейшего пожара, охватившего город. В то время пламя уничтожило почти все старинные деревянные постройки: 29 церквей, три монастыря, около полутора тысяч жилых домов и ремесленных мастерских, торговые ряды, мосты. Возведение каменных строений началось спустя десятилетие. Тем не менее, из всех построенных сооружений уцелели лишь два. Это как раз Знаменская башня и Волжская. По улице Советская расположился другой памятник архитектуры - церковь Ильи Пророка. Она была построена в середине 17-го века на средства самых богатых в то время скупщиков пушнины братьев Аникея и Нифантея Скрипиных. Их огромное состояние заставило считаться с ними даже самого царя Алексея Михайловича. Когда Скрипины вместе с посадским народом боролись против влияния Спасского монастыря, царь, приняв их сторону, лишил духовную обитель всех земель и в знак высшего благоволения подарил честным мятежникам частицу Ризы Господней. Храм Ильи пророка состоит из самой церкви, Ризположенского придела, колокольни и галереи. Внутреннее убранство здания представляет настоящую сокровищницу художественного мастерства. Заказчицей многочисленных настенных росписей стала вдова Нифантея Скрипина Улита Макарова. А выполнила их артель, состоящая из 15 человек, во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. В отличие от других храмов, эти стенописи ни разу не переписывались, а лишь промывались от грязи. В основном, росписи стен посвящены житию Ильи Пророка и его ученика Елисея. Интересно то, что художники использовали в иллюстрациях только бытовые сцены, по которым теперь можно определить условия жизни на Руси в 17-м веке. К примеру, на одной из композиций иконописцы изобразили жатву. Это произведение можно отнести к древнему "ноу-хау", ведь раньше не разрешалось иллюстрировать на стенах богатейших храмов крестьянский труд. В этом отношении Гурий Никитин превзошел всех своих собратьев по кисти того времени. Церковь Николы Надеина - первый каменный посадский храм в Ярославле, построенный в 1622 году. Он стоит на углу Народного и Волкова переулков. Название этой церкви появилось от двух имен: первая часть наименования происходит от Николы Чудотворца, а вторая - от заказчика храма Епифания Свешникова по прозвищу Надей, государева гостя (считается, что этот титул носили самые привилегированные купцы). Храм стал своеобразной домовой церковью для Епифания: здесь проводились богослужения для его семьи и приближенных. В то же время церковь стала усыпальницей для богатого купца, тело которого покоится в подклете здания, здесь же находятся и останки членов его семьи. Собственный подклет Свешникова интересен своими антимонастырскими росписями, появившимися в результате борьбы купца со Спасским монастырем, который хотел завладеть всеми землями города. Первый сюжет, состоящий из 15 иллюстраций, рассказывает о том, как юноша нашел злато. В историю включен эпизод, когда монахи убивают ни в чем не повинного юношу после того, как тот показывает им, где зарыт клад. Другой сюжет называется "Видения Иоанна Лествичника". Здесь художники изобразили лестницу, по которой вверх карабкаются монахи, а черти тянут их в ад. Рядом с этой церковью расположилась другая, освященная в честь Рождества Христова. Она была также построена на средства богатых купцов, братьев Акиндина и Гурия Назарьевых. Причем, место для храма нашли рядом с усадьбой меценатов. Строительство церкви затянулось из-за недостаточного финансирования проекта. И лишь спустя десятилетие благодаря сыновьям Гурия, которые владели богатейшими рыбными ловлями в России и поставляли в столицу красную рыбу, зернистую и паюсную икру, она открылась. При этом существенно изменился внешний облик здания: храм расширили, появились пристрои. Интересен и тот факт, что сыновья Гурия, братья Гурьевы приказали украсить храм разноцветными изразцами, подражая Востоку, куда они часто ездили. В итоге при отделке церкви впервые были применены муравленые изразцы, ставшие впоследствии своеобразным отличительным знаком Ярославля. Уникален и изразцовый фриз, на котором помещены имена меценатов, вложивших собственные средства в храм. Стоит отметить, что в то время светская запись еще не получила такого широкого распространения, как в последующие столетия. Еще одну уникальную церковь, которую стоит посетить, освятили в честь Иоанна Предтечи. Она находится чуть выше по течению реки Которосли. Ее главная индивидуальность - главный купол, напоминающей внешне вогнутую чашу. Это сооружение, построенное в 1671-1687 годах, считают итогом развития всей ярославской архитектурной школы благодаря сплетению почти всех существующих церковных стилей. Здесь можно увидеть и типичные разноцветные изразцы, и кованые ворота, и, конечно же, стенописи. Кстати, росписи церкви были выполнены артелью Дмитрия Плеханова и представляют собой практически весь период библейской истории от сотворения до падения Иерихона. Еще одну уникальную стенопись можно увидеть в нижнем ярусе южной и северной стен. Это святцы "Двенадцать месяцев", на которых изображены все православные святые. А необычный для того времени травянистый цветной орнамент украшает все детали храма, начина от скамей и заканчивая иконостасом. Если плыть вдоль берега реки Которосли или ехать в сторону Углича, можно увидеть и другие храмы. Среди них - церкви Никиты-мученика, Дмитрия Солунского, Петра Митрополита, Николы Мокрого, Тихвинской иконы Богоматери, иконы Владимирской Богоматери и другие. Кстати, сохранился в этой местности и один монастырь, названный Толгским. Он находится в 6 км от центра города. Церковная легенда рассказывает, что он был основан епископом Трифоном на месте явления ему Толгской иконы Богоматери. Сейчас эта икона хранится в Ярославском художественном музее, и каждый раз, когда наступает 21 августа, ее привозят в родную обитель. Монастырь дошел до нас перестроенным, что связано с пожаром, полностью уничтожившим первые постройки. Восстанавливали его на средства Ивана Грозного, который якобы исцелился в его стенах от болезни ног. В 1625 году здесь появилось самое древнее сооружение - Крестовоздвиженский собор, позже - собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в котором поныне покоятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Любители изобразительного искусства и музыки могут посетить частный музей Джона Мостославского - "Музыка и время", который расположился по улице Волжская набережная, 33а. Здесь туристы могут ознакомиться с коллекцией колоколов и колокольчиков: поддужных, настольных, дверных, рыбацких, церковных и других. Здесь же находятся старинные часы, музыкальные инструменты, стулья, кресла, зеркала, патефоны и граммофоны.
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

2008 © ajunior