Вид на дельту реки Париж, я люблю тебя!
Навигация по сайту Главная Водный туризм Отчеты туристов

Водный туризм - Отчеты туристов
Автор: Lionarts
03.02.2009 00:10
Планируемый маршрут: станция "78 км" - р. Волчья - оз. Вуокса - станция "Лосево" Выполненый маршрут: станция "78 км" - р. Волчья - станция "Петяярви" Состав: Байдарка "Горыныч" 1). Капитан - Дмитрий Кузнецев (Коша) 2). Матрос - Сологубов Стас Байдарка "Брат Никодим" 1). Капитан - Дмитрий Коннов 2). Матрос - Сологубов Николай (Ник) Начало Предложение открыть сезон походов на байдах поступило от Коши в понедельник 11 апреля. Погода стояла явно не весенняя, было очень холодно, а все выходные шел дождь, но мое желание отсидеться дома в ненастье пересилили воспоминания о прошлых летних походах и желание стать первым из моих знакомых, совершившим байдарочный поход в этом сезоне. Услышав бодрое и уверенное "да" от Ника, становилось ясно, что поход состоится в любую погоду, и даже лед на реке не сможет остановить байдарку, на которой он будет идти. Оставалось дело за малым: найти четвертого человека, матроса в Димкину байдарку, чем мы и занимались оставшуюся неделю. Данные поиски сопровождались дружными отказами одних знакомых, что-то вроде "мы обязательно с вами сходим, но потом", и недоуменным взглядами других знакомых с вращением указательного пальца у виска. Кроме поисков матроса мы предавались воспоминаниями о прошлых походах. В частности, прошлый сезон был открыт Кошей с его другом именно на реке Волчьей в июне месяце и наш новый поход должен был образовать новую традицию открытия сезонов на этой реке. Как я уже сказал, первый раз Коша оказался на этой реке летом, вода была низкая, и весь поход за малым исключением состоял из переносов байдарок через завалы. Сейчас же была весна, и мы надеялись что, как сказал Димка, "вода будет высокой, а струя быстрой". Недельные поиски матроса ничего не дали, и в пятницу Ник вызвал со скамейки запасных последний наш резерв - своего восемнадцатилетнего сына. Итак, состав команды был утвержден, список продуктов составлен Кошей из расчета 15 человек на 20 суток ;-), встреча была назначена на 11-00 на Финляндском вокзале. Команда Отдельное слово надо сказать о составе нашей команды. Дима Кузнецов, опытный наездник "Горыныча", за его спиной - тысячи километров водной глади и уважение товарищей по походам. Когда начал ходить на байдах, наверное не помнит даже сам "Горыныч". В общем-то, ему и Нику я могу быть благодарен за вовлечение меня в походы на байдарках. Так что, как говорится, пользуясь случаем хочу передать им свои приветы и благодарности. Передаю. Стас Сологубов - отважный юнга "Горыныча". Да и как не назвать его отважным, если это был его первый поход на байдах в жизни. К слову сказать, в пятницу все интернетовские прогнозы дружно говорили нам о дожде в субботу и о минусовой температуре ночью, и Стас, зная все это, согласился на наше предложение. Хотя, может он и не понимал, чем рискует, но все равно, отважный юноша, все встаем и аплодируем. Ник Сологубов. В данном походе был в роли матроса нашего "Никодима". Опытный путешественник, прошедший вдоль и поперек Домбай, Хибины и еще чего-нибудь, чего я не знаю и где никогда не был. Ходить на байдах начал в прошлом году по Вуоксе, сначала в качестве матроса на "Горыныче", потом вместе со мной капитанил на "Никодиме". Опыта сплава по хоть сколько-нибудь быстрой воде не имел, но желания сплавиться по реке должно было хватить на нескольких человек. Ну, и, наконец, я, Дима Коннов, Ваш покорный слуга, капитанил и матросил на "Никодиме" прошлое лето, всего 4 похода. Начал ходить на байдах тогда же с подачи Ника. Опыта хождения по быстрой воде не было никакого, но, как и в случае с Ником желание открыть для себя что-либо новое определило все. Я самый настоящий ламер в байдах, шиверах, бочках и порогах, а поэтому данное произведение никакого отношения к профессиональному описанию маршрута не имеет, и относиться скорее к жанру литературного словоблудия или же потоку сознания. Думаю, что никаких полезных советов из этой статьи никому вынести не удастся, с новичками вроде меня просто хочу поделиться своими впечатлениями, ну а если на мои описания вдруг наткнется профессионал, то это даст ему лишний повод вспомнить свою молодость и то, как он начинал. Итак, как Вы могли заметить, команда у нас подобралась на редкость опытная, а главное отважная. Поехали Ехали в электричке, под недоумевающими взглядами, иногда слышался удивленный шепот: "Смотри, с байдаркой едут". За окнами мелькали заледенелые озера, а на одной из остановок зашел дед с лыжами, мы переглянулись и помрачнели. Совсем помрачнеть не удалось - приехали. Дошли до Волчьей, вот она, родимая, течет себе без всякого льда, садись и плыви. Пока мы с Димкой собирали байды, Ник со Стасом приготовили обалденнейший суп с фрикадельками. В общем, как всегда, еда на природе была превосходнейшей. Помнится, самую вкусную уху я ел после 6-ти часового сидения втроем в резиновой лодочке, и состояла она из окунька, двух плотвичек, пары картофелин и ложки водки. Подкрепившись, мы быстренько сели по байдаркам и пошли. Все Кошины прогнозы о страшнейших завалах и постоянных обносах не сбылись, вода была высокой, и на данном этапе все напоминало слалом между топляками, стволами деревьев и прочими препятствиями. Только один раз в самом начале нам встретилось бревно, служащее мостом. Бревно было притоплено, а байды переправлены. Дальше - хуже, препятствия закончились, началась спокойная вода с медленным течением. По дороге встретился сидящий на берегу мужик, за деревьями виднелись внедорожник и жена. Мужик лениво спросил: "Что по течению-то идете, против слабо?". На что мой неунывающий матрос Ник ответил: "Чего на машине-то приехал, пешком слабо?". Не дожидаясь ответа на вопрос, команда "Никодима" дружно махнула веслами и исчезла из виду. Плыли, плыли. Вот мы приплыли к месту, где в Волчью впадает Горюнец. Слышался шум падающей воды, мы пристали к левому берегу и пошли на разведку. Ходили, наверное, около часа. Надо сказать, что цель нашего путешествия была далека от выполнения каких-либо нормативов и рекордов, поэтому мы весело бегали по берегу туда-сюда, пытаясь как можно ближе рассмотреть буруны и сфотографировать вероятного противника. В одной из таких попыток Ваш покорный слуга провалился одной ногой в болото, кое-где там топкие берега, а также свалился с дерева, сильно ударившись пятой точкой. Надо сказать, что данные обстоятельства только улучшили мое настроение, и удачно справившись с задачей, я весело побежал к байдам. Наконец, поняв, что нам угрожает только бревно в метрах двухстах от моста, мы обнесли байды по левому берегу и отчалили. Ничто не предвещало опасности. И тут надо вернуться к началу, где я говорил о своем опыте хождения по быстрой воде. Повторяю, я не имел никакого опыта на быстрой воде. Пока я, набирая скорость, наслаждался маленькими бурунами, "Никодим" быстро приближался к бревну. Первым шел Коша, и я увидел, как его при попытке причалить сносит, и попытался изобразить нечто похожее на торможение. Хы. Да не тут то было. "Никодим", с разгону минуя причалившего "Горыныча", влетает носом на бревно. Эх, хотел бы я видеть глаза Николая в этот момент. Наверное, на мои глаза тоже было интересно смотреть, ибо я сидел и смотрел, как байду стремительно разворачивает левым бортом параллельно бревну. Бум. Корма коснулась бревна, "Никодим" накренился, и в него полилась вода. Помню Кошин возглас: "Это хреново!!!". В считанные секунды байда ушла под воду, и если Ник, спрыгнув с носа недалеко от берега, оказался по пояс в воде, то я плюхнулся с головой. Дальше было вылавливание вещей и доставание полной воды байдарки. Надо сказать, что затопленная байдарка - вещь неподъемная, мы перевернули ее вверх дном, вдвоем подняли сначала нос, перекинули его через бревно, а потом корму. Таким образом, мы перетащили байдарку через бревно. Потом на берегу долго истерически ржали и, перебивая друг друга, рассказывали свои впечатления. Как оказалось, злополучное бревно - не что иное, как дерево, поваленное бобрами прямо поперек реки. Единодушно было признано, что бобры не добры, и скорее все это не бобры, а козлы, в плохом смысле слова, конечно же. Чтобы отомстить бревну, сделать какой-нибудь хороший поступок, а заодно согреться, мы достали пилу и решили, отпилив часть бревна, державшую его за берег, сплавить его от греха подальше. Отпилить отпили, но бревно, пройдя по берегу около метра, зацепилось за корягу. Вспомнив историю, древних египтян с их пирамидами, мы вооружились рычагами и начали его отталкивать. Удалось оттолкнуть бревно еще на метр, дальше оно уткнулось в толстый корень, и мы с Кошей решили прекратить лесосплав. Что до Ника, то он продолжал яростно атаковать корень ногами, так что нам пришлось использовать всю силу нашего убеждения, чтобы усадить моего матроса в байду. Итак, путешествие продолжалось. По данным разведки, мы знали, что через метров 200 после бревна начинается шивера, которая продолжается около километра. Дав себе и Нику тысячу обещаний не разгонять байду, я взял весло и начал рулить. Ну вот, мой первый вход в шиверу, сразу резкий уклон вниз, бурлящая вода, куча впечатлений. Через несколько секунд я освоился и почувствовал, что управление байдаркой не потеряно, и все зависит от нас с Ником. Несколько успокаивало то, что опытный Коша шел первым, и я имел время оценить ситуацию, исходя из его действий. Рулил, в основном, табаня с нужной стороны, при хорошей скорости потока такими действиями можно разворачивать байдарку практически на пятке. Главное - держать нос перпендикулярно волне, а места, где рискуешь быть прижатым к камню, проходить на скорости относительно потока. Единственное, что я не делал, это не думал о том, как бы меньше намочить впереди сидящего Ника. Поэтому я не выбирал проходы между волнами, а шел, как придется, стараясь держаться перпендикулярно волне. Пару раз я слышал радостные вопли Ника о том, что на него вылили ведро холодной воды и о том, что я редиска. Надо сказать, что на тот момент я не понимал, что тут плохого, и реально завидовал ему. Мне хотелось очутиться сразу в двух местах: на своем, в качестве рулевого, и на месте Ника, в качестве вперед смотрящего, обдаваемого всеми волнами. Вот последний поворот, за ним - выход из шиверы. Мы вылетаем из-за поворота и видим чудное видение. "Горыныч" сидит на дереве, Коша выбрался из байды и, стоя на бревне, пытается его перетащить на другую сторону. Я со всей силы начал грести обратно, но тщетно - "Никодим" въезжал на бревно. Я сделал слишком энергичное движение левой рукой, байдарка чуть-чуть накренилась, Ник тоже начал крениться, я успел крикнуть: "Ник, держись!!!" и оказался под водой. Корму понесло вправо и затащило под бревно. Нос уперся в бок "Горыныча", зажав его между каким-то корнем. Шах и мат. Хотя мы не матерились. Был сугубо разговор по делу. Да особенно и не поговоришь на отвлеченные темы, стоя по грудь в холодной воде. На этот раз мы возились дольше. Сначала освободили "Горыныча". Потом принялись за спасение своих вещей. Попытались вдвоем приподнять нос, но при этом корма погрузилась еще больше и под давлением воды начала загибаться под бревно, байда стала как бы облизывать дерево, затрещала, но выдержала. Поняв свою ошибку, мы перешли к корме и перевалили ее через дерево. Байда была спасена. На сей раз замерзли мы основательно. Я долго не мог нормально передвигаться, пил из горла горилку и дрожал. Пока мы переодевались, Стас разжег костер, и стало легче. Практически единодушно было решено на сегодня поход закончить и стать лагерем на месте крушения. Ник с Кошей поставили палатки, Стас занимался дровами, я готовил плов. Где-то в час ночи разбрелись по палаткам. Заснуть долго не мог: закрывая глаза, я очень явно представлял картину нашего крушения и искал выход. Заснув, всю ночь видел сны о том, как я прохожу шаверу и не вписываюсь в поворот, либо как пытаюсь пристать к берегу, но меня сносит. Как выяснилось, Ник и Димка всю ночь видели подобные сны, только Стас проспал до утра без задних ног. На утро был созван совет, где было решено, что на данный поход хватает приключений и что купаться больше никто не хочет. Полдня мы гуляли по реке, посмотрели плотину, до которой, кстати, не дошли метров 200 - 300. А в 18-00 дошли пешком до Петяярви, откуда успешным образом добрались до дому. Конец рассказа у меня получился немного грустным. Наверное, это потому, что жаль, что мы не достигли цели путешествия. Но не подумайте, мы не сдаемся. Просто мы взяли тайм-аут. Мы вернемся, ты слышишь, Волчья, мы вернемся, так что не прощай, а до новых встреч! P.S. Все, что я здесь написал, является чистейшей правдой, ну а если и приврал чего-нибудь, то это только для красного словца. Дмитрий Коннов

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.