Вид на дельту реки Париж, я люблю тебя!
Навигация по сайту Главная Водный туризм Статьи
Главное меню
Главная
Авто туризм
Вело туризм
Водный туризм
Пеший туризм
Вокруг света
Охота
Рыбалка
Экология
Оружие
Снаряжение
Одежда
Безопасность
Кулинария
Медицина
Развлечения
Разное
Ссылки
Новости
События в мире
Новости туризма
Tourism news

Водный туризм для чайников. ЧАсть 15. Меры безопасности и техника гребли. Печать E-mail
Водный туризм - Статьи
Автор: Максим Сысоев АКА Капитан Туч   
02.02.2009 23:13
Поскольку далее речь пойдет о технике и тактике маршрута, я должен вернуться к предпоходной подготовке. Безусловно, предполагается, что прежде, чем вести группу в поход, руководитель проведет предварительный выезд или тренировку. Если же Вы собираетесь в поход в составе таких же "чайников", Вашему экипажу придется озаботиться самоподготовкой. Хоть это и неправильно, но, как говорится, лучше так, чем никак. Рекомендации сии справедливы для экипажа байдарки-двойки. Найдите опытного водника, желательно каякера, который объяснит вам, как правильно держать весло и делать основные гребки. Можно конечно почитать учебник по гребле - их сейчас довольно много в Интернете. В бумажном виде последний учебник В.П.Водолажского выпускался в 1980 году. Есть еще приложение на тему гребли в книге Ю.Н.Федотова "Спортивно-оздоровительный туризм", написанное председателем Союза водников России Пановым, но, на мой взгляд, оно довольно невнятно. Хотя ошибок и не содержит. Плюс - недавно выпущенная книга Сергея Крюкова "Гребной слалом". Но книги эти весьма редки, тираж небольшой. Поэтому поищите опытного водника. В каждом регионе есть места их гнездовий… Еще неплохо обнаружить относительно несложный участок реки с пологим пляжиком, ибо в других случаях посадка в байдарку несколько осложнится. Что нужно отработать на тренировках? Для начала - посадку в байдарку. Байдарка ставится носом к берегу. К этому времени оба члена экипажа должны быть в спасжилетах и касках. Садиться нужно в следующем порядке: сначала второй номер, он же - капитан. Первый номер (матрос) придерживает байдарку. Почему так? Предполагается, что капитан - более опытный член экипажа, который в состоянии в случае необходимости в одиночку управлять байдаркой. Кроме того, находясь лицом к берегу, он может контролировать посадку первого номера. Матрос начинает садиться в байдарку только по готовности капитана. Далее отрабатывается (неоднократно) отход от берега и причаливание. Если течение отсутствует, можно просто развернуть байдарку на 1800 и начать грести вперед. Если же на речке есть течение, ситуация осложняется. Выходить надо носом вверх по течению под 450 к струе, накренив байдарку таким образом, чтобы струя давила на днище байдарки, а не на деку (так называемый "крен на препятствие"). В противном случае вы очень даже запросто можете перевернуться. Перевернуться вы можете и сделав крен в правильную сторону, если угол наклона будет слишком велик. Так что не удивляйтесь, если во время тренировки вы пару-тройку раз искупаетесь. Чтобы купаться без риска, необходимо организовать страховку. Но об этом позже. Если течение реки имеет приличную скорость, выходить на струю вам придется из суводи. Суводь - участок потока со спокойной водой или противотоком, образующийся ниже по течению за естественным препятствием (поворотом реки, изгибом береговой линии, валуном и т.д.). Суводь имеет границу - линию, где зона спокойной воды контактирует со струей. На границе суводи возникают всякие неприятные гидродинамические эффекты - водовороты, пульсирующие водяные пузыри и пр. Все то, что по науке называется турбулентностью. Так вот, граница суводи преодолевается в месте, называемом "головкой суводи". Расположена она сразу за суводеобразующим препятствием, т.е. выше по течению. Для выхода на струю надо разогнаться, пробить носом границу суводи, сделать правильный крен внутрь радиуса поворота и собственно… выйти на струю. Причем капитан должен "рулить", то есть управлять судном, а матрос активно грести вперед. Это справедливо и в других случаях, за исключением гребного слалома, когда оба члена экипажа активно влияют на курс спортивной байдарки. Заходить в суводь тоже лучше с "головки", поскольку у экипажа еще остается шанс исправить собственные ошибки, и даже в случае переворота все-таки "затолкать" байдарку на спокойную воду. Во всех других случаях цена ошибки - сплав до следующего удобного места чалки или самосплав рядом с перевернутым судном. Причем за ЭТОЙ суводью вполне может начинаться порог, в который ох как не хочется идти без подготовки. Именно поэтому упражнение: выход из суводи - траверс (пересечение струи) - заход в суводь - разворот - подъем по суводи, выход и траверс в обратную сторону ("восьмерка"), является одним из базовых в технике водного туризма. Если позволяют условия, не помешает отработать некоторые другие элементы сплавной техники, но если вы научились вышеописанному упражнению, этого вполне достаточно для сплава по несложной речке равнинного типа. Кстати, виды гребков вы можете освоить эмпирически, но это займет на порядок больше времени, чем под чутким руководством. А уж накупаетесь… Между прочим, искупаться всем экипажем, освоить технику самоспаса - вещь тоже не лишняя. Лучше всего это делать на гладкой воде и под присмотром старших товарищей. Выберите не очень глубокое место (до 2 м глубины) около берега, сядьте в байдарку и, достигнув выбранного места, переверните ее общими усилиями экипажа. Только предварительно договоритесь, на какой борт вы будете делать крен… Извлеките нижнюю часть своего тела из байдарки. У водников это называется "отстрелиться". Постарайтесь при этом не дышать и не разговаривать. :-) Всплыв на поверхность, вы, наконец, поймете, зачем нужна обвязка на байдарке. Не исключено, что при всплытии вам будет сильно мешать размотавшийся причальный конец… Кстати, чуть не забыл. Обвязка - это такая капроновая веревочка диаметром не менее 6 мм, которая, с одной стороны, не дает вашей байдарке разобраться на валах, а с другой - дает возможность ухватиться за что-нибудь, когда байдарка плавает кверху килем. Причальный же конец, будь он на байдарке, катамаране или рафте, служит для причаливания и привязывания судна к дереву, камню или другому какому предмету. Размотавшись в воде, конец этот норовит обмотать ваши конечности и стеснить движения. Поэтому конец заплетают косичкой. Но вернемся к нашим… тюленям. Держась за нос и корму байдарки, надо общими усилиями (желательно, приложенными в одном направлении), перевернуть байдарку и поставить на ровный киль. Этому процессу сильно способствует надетый спасжилет. Угадайте, почему? Если вы кильнулись удачно, байдарка имеет емкости плавучести, а вы достаточно ловки - в байдарку набралось не слишком много воды, и вы имеете шанс угнездиться на своем законном месте. После чего помогите сесть матросу… С гордо поднятой головой, используя весла по назначению, вы достигнете берега, где и "отольете" байду. Если вам не повезло, байдарка не имеет…, вы не…, и т.д. - не переворачивайте байдарку, ибо в ней еще сохранился воздух, и постарайтесь дотолкать ее до берега в таком положении. С катамаранами и рафтами все еще хуже, их придется ронять на себя. Впрочем, на несложных порогах можно достичь берега, сидя верхом на перевернутом судне. При тренировке "киля" на течении вас может оторвать от судна. В этом случае матросу лучше попытаться достичь берега вплавь, для чего опять пригодится спасжилет. Попробуйте не упустить весло, но не делайте из него фетиша - жизнь дороже. То же касается перевернутого судна. Судна, конечно, жалко, но… Особенно если вода холодная! Ну что, напугал? Так вот, чтобы эта страшная картина не стала явью, надо запомнить две вещи. Первое - тренируйтесь. Второе - никогда не выходите на воду без страховки, то есть одним судном. Имеется в виду, естественно, бурная вода. Сплав "соло" лично я бы не рекомендовал. Очень, знаете ли, легко переоценить свои силы, даже будучи весьма опытным "перцем".
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

2008 © ajunior